ИСИ
Полиграфия будущего с точки зрения настоящего: философские размышления полиграфиста. Полиграфия (от греч. polys многий, многочисленный и grapho пишу) – отраслевая промышленность, симбиоз искусства и науки, сочетание технических средств и технологий, используемых для тиражирования информации. Базовые технологии в полиграфии: допечатные (подготовка текстовых и изобразительных оригиналов к тиражированию до изготовления печатных форм включительно), собственно тиражирование (получение оттисков, отпечатков, копий, репродукций), послепечатные (обработка продуктов печатных технологий и получение готовой печатной продукции) и отделочные (улучшение параметров готовой продукции и повышение ее статуса). Предтечей полиграфии было книгопечатание. Печать началась с того момента, когда впервые было нанесено красящее вещество на рельеф перстня (печатная форма) и сделан отпечаток. Это был первый шаг к механическому тиражированию информации. Передача знаний осуществлялась не только в рамках непосредственного общения людей одного поколения. Печатная продукция стала средством коммуникации. Печатная продукция с иллюстрациями, которые художники раскрашивали, была дешевле и легче читалась по сравнению с рукописными книгами. Книгопечатание и позже полиграфия способствовали быстрому размножению информации и ее использованию независимо от источника. Печатная книга является первым унифицированным, воспроизводимым массовым товаром, и она стала образцом для унифицированной товарной культуры после XVI века. Она стала могучим фактором формирования языков и наций и способствовала объединению людей по национальному признаку на базе языка со строгой грамматикой и стилистикой. Книгопечатание породило авторство. В ХIХ в. полиграфические предприятия стали специализированными по продукции и технологиям: газетные и книжно-журнальные предприятия и комбинаты, типографии и фабрики офсетной и глубокой печати. Этот процесс достиг своего максимума во второй половине ХХ века. Книга как ценность, капитал и сокровище почиталась издавна. В ожидании вражеских нашествий, опасаясь губительных пожаров, люди заботились о сохранности книги. Собирали книги в городе и прятали в каменных церквях, как им представлялось, самом надежном убежище. Чтобы уберечь книгу от порчи, создавали книгохранилища. Сырость, крысы и политики – самые большие враги книги. В книгохранилищах книги были более защищены от многих напастей. Многие книги, написанные отдельными известными человечеству авторами, даже нашими современниками, стали литературными памятниками. Как правило, полиграфические предприятия специализируются на печати продукции определенного вида, Условия выпуска газет резко отличаются от условий изготовления книг, поэтому обычно газеты и журналы печатаются в специализированных газетно-журнальных типографиях, а книги — на других специализированных или универсальных предприятиях. Изготовление высокохудожественных репродукций картин, географических карт, атласов, беловых товаров или обоев требует специфических технологий. Каждый вид такой разнообразной продукции выпускается соответственно в специализированных типографиях цветной печати, на картографических предприятиях, фабриках беловых или обойных товаров и т. п. Полиграфия является индустрией индивидуальных (уникальных) заказов. Каждый заказ отличается как по технологии производства, так и хотя бы по одному из параметров – материалы, формат, объем, тираж, себестоимость. Печатные технологии Печатные технологии являются базовыми в полиграфии. Все печатные технологии – это реализация одного или двух из четырех способов печати. Способ высокой печати — способ печати, при котором передача изображения на запечатываемый материал осуществляется с печатной формы, на которой печатающие элементы расположены в одной плоскости и выше пробельных (металлический набор, металлические и пластмассовые стереотипы, фотополимеры и пр.). Пробельные элементы могут иметь разную глубину. Печатные технологии по способу высокой печати можно проводить с использованием красителя (флексография, ксилография) или без красителя (Брайлевская печать, блинтовое тиснение). Способ глубокой печати — способ печати, при котором передача изображения на запечатываемый материал осуществляется с печатной формы, на которой пробельные элементы расположены в одной плоскости, образуя непрерывную сетку, и выше печатающих элементов, которые могут иметь как разную глубину, так и разную площадь, или только разную глубину, или только разную площадь. Печатные технологии по способу глубокой печати можно проводить с использованием растровых печатных форм (глубокая классическая растровая печать, глубокая автотипная печать) или без использования растровой структуры при изготовлении печатной формы (металлография). Способ плоской печати — способ печати, при котором передача изображения на запечатываемый материал осуществляется с печатной формы, на которой печатающие и пробельные элементы расположены практически в одной плоскости. Печатные технологии по способу плоской печати можно осуществлять с использованием увлажняющего раствора (литография, традиционная офсетная печать с увлажнением) или без использования увлажняющего раствора (офсетная печать без увлажнения, электрография, лазерная печать). Способ трафаретной печати – способ печати, при котором печатающие элементы созданы в слое формного материала в виде ячеек, создавая сетку из пробельных элементов (шелкография и ризография, трафарет). При этом печатная краска с помощью ракеля или под давлением продавливается сквозь ячейки печатающих элементов. Печатные технологии по способу трафаретной печати можно проводить с касанием печатной формы к запечатываемому материалу (шелкография, ризография), или без касания (струйная печать). Печатные технологии – единство оборудования, материалов и процессов, используемых при производстве печатной продукции, они определяется структурой печатной формы, структурой запечатываемого материала, структурой печатной машины и структурой красящего вещества. Все возвращается на круги своя… В начале ХХI века полиграфия возвращается к истоку, но на новом витке спирали развития. Цифровые печатные технологии изменили основные принципы полиграфии. В конце XX и в начале XXI века в полиграфии происходят революционные процессы в направлении интеграции допечатных, печатных и послепечатных технологий на базе лазерных и цифровых компьютерных технологий. Их внедрение в полиграфию теснит традиционные аналоговые печатные технологии. Начало ХХI века – век цифровых технологий и компьютерного «мышления» через вычисления. Цифровое мышление, цифровые методы информационного обеспечения полиграфических технологий активно внедряются в технологический цикл «оригинал – оттиск – печатная продукция». Сегодня дизайнер, подобно древнему первопечатнику, сам набирает и составляет текст, подбирает изображения для иллюстраций и проводит их подготовку к печати, верстает издание, выводит фотоформы (пленки) или печатные формы. Он может напечатать тираж на принтере, плоттере или печатной машине с использованием цифровых печатных технологий всех четырех способов печати – высокого, глубокого, плоского и трафаретного. Для дизайнера (полиграфиста) сегодня не важны ни способ печати, ни печатная технология. Ему важны качество печати и производительность. Для него печатная машина – всего лишь периферийное устройство к компьютерной системе. Спираль развития полиграфии начала новый виток в ХХI века. Отдельные независимые технологии объединились в единое целое, создавая систему допечатной подготовки печатной продукции, ее печати, послепечатной обработки, упаковки и даже реализации. Полиграфия и интернет Полиграфия создает печатное слово, интернет – электронное. Книга в интернете потеряла свою классическую форму. Сегодня книга, брошюра или буклет в электронном виде отличаются только по объему, и все они объединены одним термином – «электронное издание». Название «электронные книги» – всего лишь дань прошлому и привычка. Ни книг, ни брошюр в электронном виде нет, потому что нет корешка, форзацев, книжных переплетов, закладок, обложек и суперобложек. Интернет, объединяя в одно целое автора, издателя и потребителя информации, имеет ряд сильных сторон – автоматизированный и быстрый поиск информации, быстрое размножение и постоянное корректирование информации в режиме онлайн. В наши дни уже нет смысла печатать большие тиражи. В любом месте земного шара можно напечатать несколько и даже один экземпляр электронного издания. Будущее – всего лишь наши ожидания Будущее никогда не наступит. Это всего лишь наши ожидания, представления и мечты. И чтобы как-то себе представить будущее полиграфии, проведем анализ ее продукции, технологий и материалов и попытаемся во время анализа сделать некоторые предположения об их развитии в будущем. Это не прогноз, а скорее, экстраполяция сегодняшнего направления развития. Итак: Продукты полиграфии По технологическому принципу классификации в полиграфии различают следующие разновидности печатной продукции: - Листовая продукция – один или несколько листов из одного запечатываемого материала, с текстом и (или) иллюстрациями, напечатанных на одной или двух сторонах листа одной или несколькими красками (визитки, листовки, афиши, плакаты, многолистные фотообои, постеры, этикетки, марки, купюры, акции, стикеры, бирки, шильдики). - Буклет – продукция, напечатанная на одном листе запечатываемого материала, сфальцованного в один, два и более сгибов. - Брошюра – непериодическое или периодическое (журналы, альманахи, многолистные настенные календари) книжное издание объема до 96 полос при шитье проволокой в накидку или любого объема при бесшвейном клеевом скреплении (БКС), механическом скреплении или шитье втачку проволокой. Брошюру большого объема определяют как книгу в мягкой обложке. Некоторые брошюры могут иметь твердый переплет, но без форзацев, например, зачетные книжки, фотоальбомы. - Книга – самая сложная по структуре печатная продукция в виде сброшюрованных листов или тетрадей, собранных как единое целое в книжном блоке, размещенном в твердом переплете и содержащая форзацы (самый значащий признак книги), связывающие твердый переплет с книжным блоком. Печатная продукция для разных отраслей промышленности – печать на готовых промышленных изделиях, продуктах питания (яйца, мясо), на промышленных полуфабрикатах (шкалах, пленках, досках) или изготовление промышленной печатной продукции (этикетки, упаковки, обои). Электронные средства массовой информации сегодня отбирают и продолжат отбирать у полиграфии листовую продукцию, буклеты, брошюры и книги. И сегодня этот процесс бросается в глаза. Все началось со справочных изданий (словари, энциклопедии, справочники), так как с электронными изданиями удобнее работать и быстрее проводить поиск. В настоящее время уже многие газеты и журналы имеют электронный вариант. Нет необходимости покупать газеты и журналы, перелистовать, искать. По вашей теме и интересам подобрана информация, и она уже в вашем компьютере. Очень часто некоторые материалы распечатывают, и читают, особенно если необходимо что-то подчеркнуть, дополнить своими мыслями, переработать и сохранить на будущее. Сегодня мы наблюдаем бурное развитие системы «печать по требованию». В любой точке земного шара вам распечатают любое электронное издание при наличии интернета и цифровой печатной машины. Да! Тиражи книг сильно упадут. И, может быть, книга станет предметом коллекции, которые даже не будут читать, но станут приобретать и рассматривать, как марки, купюры, монеты. С электронными деньгами легче и безопаснее, но денежные купюры «греют» наше самолюбие, их мы ощущаем кожей (в буквальном смысле), и они являются объектом коллекционирования, особенно те, которые уже вышли из употребления. Проанализируем и то, что будет с печатной продукцией для разных отраслей промышленности. Информация и изображение будут наноситься на осветительные приборы, на майки и кепки, на авторучки и зажигалки, на асфальт и на стены домов, на этикетки и упаковку, на кабели и трубы, на ткани и линолеум, на обои и пленки для мебельной промышленности. Короче: куда не глянь – одна полиграфия. Пока существует рынок, будут упаковка и этикетки, сувенирная продукция и реклама на транспорте. Печатные технологии Тиражи печатной продукции для разных отраслей промышленности всегда будут большими. Хотя аналоговые технологии печати будут сильно ограничены цифровыми, но они не будут вытеснены на 100%. В будущем количество персонализированных этикеток, упаковок и журналов будет расти и достигнет разумных пределов в сочетании с тиражными изданиями без персонализации. Останутся визитки и приглашения, подарочные издания и сборники стихов для друзей. Можно все выслать и по электронной почте, но материальный подарок более весом и эмоционально более содержателен. Производство дизайнерских бумаг непрестанно растет. Вспомним, как мы воспринимаем приглашение, полученное по электронной почте, по телефону, или когда его вручают нам лично в руки. Приглашение можно пощупать, сохранить, показать друзьям, элементарно похвалиться перед родными. Приглашение, напечатанное на пухлой бумаге с использованием технологии высокой печати с увеличенным давлением, дает особое ощущение рельефа и визуальное восприятие – вдавленный рисунок шрифта, и на дне этих своеобразных каньонов протекают реки из черной (цветной) краски. На экране компьютера невозможно почувствовать рельеф пальчиками. Будущее, конечно, за цифровыми печатными технологиями. Они продолжат бурное развитие. Будут изобретены новые технологии. На сегодняшний день в полиграфии работают всего лишь четыре технологии цифровой печати. Остальные ждут своих изобретателей. По одной из классификаций (Стефан Стефанов. Малая энциклопедия печатных технологий. М., «Наука-Флинта», 2012), общее число возможных печатных технологий составляет 4096 (аналоговые – 2048 и цифровые – 2048). Вот какая открывается перспектива перед полиграфией! Если говорить о послепечатных технологиях, то в электронных изданиях нет лакирования и тиснения, биговки и перфорации, брошюровки и оформления переплета. Нет фактуры бумаги и запаха краски. Нет того, что делает традиционное книжное издание уникальным и индивидуальным. Материалы, на которых печатают Считается, что бумага и картон служат человечеству с 104 года нашей эры. И будут служить еще столько же. Потому что потребление бумаги растет, и это экологически чистый материал. Сегодня во многих странах полиэтиленовые пакеты заменили на бумажные. На бумаге человечество оставляет свой след. Без бумаги не было бы истории — науки, изучающей прошлое человечества. Остались бы одни устные предания и находки археологов. Не было бы и других наук, да и культуры в целом в ее современном виде. А что было бы с нами? Рискну предположить, что человечество выжило, потому что изобрело бумагу. И еще одно предположение: в самой природе как бы заложена программа историзма. Природа пишет сама свою историю. Река запечатлевает свой след в виде русла, животные – следы своих лап и копыт на земных слоях, деревья – свои формы в каменном угле, моллюски – в камне на дне моря. След человечества – на бумаге! А что до изобретения бумаги? Человечество писало книгу своей истории на каменных стенах пещеры (и до сих пор пишет на стенах современных домов), на камнях, вынутых из недр Земли и специально обработанных в виде ровных поверхностей для надписей и рисунков. Человечество писало книгу своей истории на деревянных досках и глиняных табличках, на пергаменте (обработанной коже), на бересте и бумаге. Бумага состоит и содержит в качестве компонентов все материалы, которые до изобретения бумаги человечество использовало для сохранения своей истории. Бумага – это искусственно созданный человеком материал из древесины (дерева), целлюлозы (ваты, тряпья), мела (камень), каолина (белой глины), клея (обработанного сырья животного или растительного происхождения). Еще сравнительно недавно нашу жизнь без бумаги вообще невозможно было себе представить. Правда, сегодня положение изменилось. Хранение и распространение информации теперь можно осуществлять и без предварительного фиксирования ее на бумаге. Человечество пошло по второму кругу. Снова в дело пошли камни, превращенные в чипы, платы и пр. Но, по моему мнению, о закате эпохи бумаги говорить преждевременно. Человек нуждается в бумаге, и производство ее растет.